бульвар Комарова 28/2 , офис 213 (2 этаж)
Продажа

Чем грозит Москве подземное строительство

25 сентября прямо у Большого театра вдруг образовалась огромная, десять метров в диаметре, яма. Асфальт рухнул на глубину около двух метров, а из провала на улицу стала хлестать вода. Ее вылилось столько, что пришлось перекрывать движение по Петровке от Бульварного кольца до Театральной площади.

После ЧП первый зам. мэра Владимир Ресин сказал, что провал и подземные работы в Большом театре никак не связаны. Но в "Мосводоканале" уверены: в прорыве трубы виновато именно подземное строительство. А наши эксперты считают, что увеличение числа "подземелий" может привести не только к повреждению коммуникаций, но и к обрушению домов.

Грунты поехали
- Чугунная труба была в идеальном техническом состоянии, без всяких следов коррозии, но ее прорвало, как бумажную! - комментирует аварию у Большого театра замначальника управления водоснабжения "Мосводоканала" Евгений Шушкевич. - Пусть выводы делает специальная комиссия, но лично я уверен, что виноваты подвижки грунта. Возможно, увеличилась транспортная нагрузка на этот участок. Но скорее всего, дело в подземном строительстве в районе Большого театра.

Евгений Шушкевич объяснил, что подобные истории повторяются регулярно. Так, 22 апреля 2007 года образовалась огромная, в 200 квадратных метров, яма на Трубной улице, в районе Цветного бульвара. Серьезные трещины пошли на старых домах в районе Колокольникова и Рождественского переулков. Сначала все тоже грешили на "Мосводоканал". Мол, трубу прорвало, вода подмыла грунт - асфальт рухнул. А потом выяснилось: виноваты строители. Они так усердно рыли землю для подземной парковки и даже не заметили, что стенки котлована слишком близко расположены к коммуникациям. Вибрация от строительной техники и повредила трубы.

Похожая история произошла в сентябре 2006 года на Ленинградском проспекте. Там у дома № 39 образовалась гигантская ямища: 40х20 метров, глубина около 15 метров - пять этажей! И на этот раз постарались строители. Компания "Топфлор-инвест" вырыла 15-метровый котлован. Это повредило водоносные горизонты, вода размыла грунт под асфальтом. И таких историй, увы, масса.

Монастырь продолжает оседать
Весной прошлого года, в конце мая, вдруг начала крениться колокольня Заиконоспасского монастыря, что на Никольской улице, рядом с Кремлем. На монастырском подворье появились трещины в асфальте. Стали разбираться, а под ним... пустота. Фирма "Старград", реконструируя подземный переход метро, заодно вырыла под землей огромный, 20 метров глубиной, котлован под торгово-развлекательный комплекс. Из него вынули более 30 тысяч кубов грунта. Хотели построить аж три этажа вглубь!

Шумиха, поднятая после этого ЧП, вскоре стихла. А монастырь продолжает крениться.

- Вот, смотрите, яма осталась, ее даже не засыпали, - показывает мне дыру в земле дежурная храма при монастыре.

Котлован такой глубокий, что дна не видно. Зато виден строительный мусор, его так и не вывезли. Асфальт вокруг неровный и в трещинах - просел. Сам храм кренится в сторону Никольской улицы. Староста говорит, что наклон уже 5 - 7 градусов. Соседние здания, где располагаются почта, ресторан "Борис Годунов" и Российский государственный гуманитарный университет, похоже, тоже оседают. На фасадах мелкие трещины.

Служащие монастыря показывают бумагу: решение Верховного арбитражного суда. ООО "Старград" обязали закопать котлован. Но вот беда: "Старград" - банкрот и выполнить решение суда не в состоянии. Фирма напортачила и сбежала. А монастырь все оседает...

"Хватит, это опасно!"
Впрочем, и вполне законное, согласованное со всеми строительство тоже, как говорят, небезопасно.

- У Белорусского вокзала вообще нельзя строить, - предостерегает руководитель Центра подземных исследователей и отряда "Диггер-спас" Вадим Михайлов. - Из-за подземных работ там уже сейчас идут усадки грунтов, появляются трещины на асфальте, они тянутся, как паутина, в сторону метро и ближайших домов.

Андрей Лукашов, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, разделяет эту точку зрения.

- Когда диггеры предупреждают о провалах, от них отмахиваются, как от чумы. А зря! - считает Андрей Александрович. - Ведь эти ребята спускаются под землю и видят обрушения своими глазами.

Профессор Лукашов пояснил, что под площадью у Белорусского вокзала очень сложная геологическая обстановка. Сверху, под асфальтом, - рыхлые отложения разного состава. А под ними - причем на разной глубине - известняки, тоже очень ненадежные породы.

- Как только мы нарушим их хрупкое природное равновесие, могут начаться провально-просадочные процессы, - уверен профессор.

Что интересно, едва строительство на площади началось, как "Мосводоканал" тут же - от греха подальше! - переложил свои сети на соседние улицы - Лесную и Невскую. Мало ли что...

- Подземные строительные работы создают сильнейшую вибрацию, а она опасна и для труб, и для асфальта, и для зданий на поверхности, - говорит Андрей Лукашов.

Еду к Белорусскому вокзалу. Площадь возле него огорожена сеткой-рабицей. За ней строители вгрызаются в землю. В одном из котлованов мужики работают по колено в какой-то бурой жиже. Похоже, вода с песком.

- Откуда воды-то столько? - интересуюсь у работяги в телогрейке и кирзачах.
- Так ведь грунты тут видишь какие хлипкие - обводнены все.
- А песок откуда?
- Вода приносит со стороны вокзала.
- А вокзал не просядет, если грунт из-под него вымывает?
- Да кто ж его знает...

Строители, впрочем, надеются на современную бурильную установку. Она делает в земле скважины, в которые заливают бетон. Скважины бурят вплотную друг к другу, поэтому получается этакая стена, уходящая вглубь. Своего рода бетонная рубашка, защищающая строительство от воды. Правда, возле самого Белорусского вокзала рубашки еще нет. Поэтому насос, работающий на солярке, днем и ночью откачивает из земли воду. Ту самую, которая, как говорят строители, вымывает грунт из-под близлежащих зданий. Впрочем, трещин на них, да и других примет просадки почвы, кроме трещин на дороге, я не увидел. Может, обойдется?

Против строительства под Пушкинской площадью очень возражают местные жители. Здесь, как заявил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, хотят устроить молодежную зону с катком.

- Под нами и так метро. Поезд едет - земля трясется! - возмущается пенсионерка Валентина Федоровна. - Помните, когда под домом Пашкова станцию "Боровицкая" построили, он осыпался весь. Пришлось реставрировать. А тут не метро, тут еще побольше да поглубже хотят копать...

Действительно, дом Пашкова начал разрушаться в 1987 году, во время подземного строительства. Со стен осыпалась старинная лепнина, появились трещины. На реконструкцию ушло почти 20 лет.

Не повторится ли такое и с домами на Пушкинской площади?

- Под Пушкинской площадью и так пустот хватает, центр города все-таки, - рассказывает Вадим Михайлов. - Здесь еще при царе Горохе нарыли погребов и подземных ходов. Поэтому когда на поверхности строительство началось, везде были просадки...

Кстати, мэрия и потенциальный инвестор долго торговались о размере здешнего "подземного царства". Инвестор, понятно, хотел яму поглубже и пошире - чтобы коммерческих площадей побольше вошло. Вроде о размерах договорились. Но уж слишком велик соблазн...

Главное - цена
Но может, диггеры все-таки зря рассказывают страшилки?

Михаил Никулин, начальник технического отдела Мосгоргеотреста, уверяет: поводов для паники нет.

- Если строго соблюдать технологии, то можно строить практически любые подземные объекты, - рассуждает Михаил Андреевич. - Построили же торговый центр под Манежной площадью, и ничего - все нормально. Правда, соблюдение технологий стоит больших денег. И чем строительство масштабнее, тем денег нужно больше.

Но строители, похоже, предпочитают экономить. Провалы на Трубной улице и Ленинградке, как выяснилось, случились именно из-за несоблюдения технологии.

Давайте вспомним также усердие и квалификацию наших строителей. Даже обычные дома они сдают с таким грузом недоделок, что мэрия была вынуждена открыть "Горячую линию" - специально для жалоб новоселов.

- Не нужно забывать и об обычном раздолбайстве, - напоминает президент Российского общества спелестологических исследований (изучение рукотворных подземных пустот, например бункеров. - Ред.) Михаил Сохин. - Вспомните историю со сваей...

Действительно, 19 марта 2006 года строители вбивали в землю сваи в районе перегона "Сокол" - "Войковская". Одна из них пробила бетонный свод тоннеля метро, а потом... крышу вагона поезда. В вагоне ехали 70 человек! Только чудом никто не пострадал. Оказалось, рабочие устанавливали рекламную конструкцию. Но ни с кем не согласовали место.

- А ведь еще полно некомпетентных проектировщиков, - продолжает Михаил Юрьевич. - За подземным строительством нужен глаз да глаз!

Власти уверяют: все на контроле. Но тогда как могло получиться, что тот же "Старград" выкопал котлован почти у стен Кремля? И почему он до сих пор не зарыт и грозит монастырю обрушением? Да что там: в прошлом году Ростехнадзор выявил на подземных стройках Москвы (а их уже свыше двухсот!) более 5000 нарушений промышленной безопасности. Было зарегистрировано 11 ЧП, из них два - со смертельным исходом. Самые распространенные нарушения - отсутствие элементарного инструктажа перед началом работ и личное разгильдяйство рабочих.

- Мы прогнозируем увеличение количества разного рода инцидентов и аварийных ситуаций под столицей, - заявляют в Ростехнадзоре.

Примечательно, что строить под землей планируют в основном торговые комплексы (см. "На заметку"). И самое удивительное - в центре города, где они неминуемо увеличат и без того жуткие столичные пробки. Москвичам что, торговых центров не хватает?

А что власти? Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко недавно заявил, что под Москвой будет строиться настоящий подземный город: с улицами, дорожными развязками... Ребята, а может, не надо? Тут на земле-то порядка не хватает, а вы - под землю...

Обновление страницы 28.07.2017 19:59




Наши партнеры: